Природа орнаментального искусства

Страница 2

С другой стороны (и это вытекает из сказанного выше), известная "автономизация" орнаментального искусства представляется правомерной. Оно не только опирается на специфические художественные традиции и каноны, обладает арсеналом собственных выразительных средств и т.п., но и выходит за пределы сугубо декоративно-прикладных ремесел в более широкие эстетические и иные культурные пространства. По-видимому, допустимо говорить даже о существовании особой орнаментальной "культуры" по аналогии с танцевальной, вокальной или изустно-повествовательной "культурой".

О "языке" орнамента можно говорить не только в переносном, но и прямом смысле. Есть основания полагать, что орнаментальная культура развивалась в тесной связи с письменной и шире рече-языковой, в целом коммуникативной культурой человечества. С одной стороны, исторической предтечей орнамента могло служить "предписьмо" - пиктограмма (которая также отражала смысловую линию развития событий), "свернутая" и утратившая в нем свой непосредственно чувственный изобразительный ряд (в отличие от пиктограммы орнамент представляет собой сплав чувственного и "сверхчувственного"). С другой стороны, орнаментальные элементы проступают в таких видах письма, как иероглифы и вязь. Не случайно, что их возникновение совпало с расцветом орнаментальной культуры на Востоке. Здесь мы сталкиваемся не только с совпадениями по форме. Содержательная общность орнамента и письменной речи была обусловлена его исходной направленностью на обеспечение планирующей функции сознания, ориентации сознательного действия на сферу возможного будущего, которые являются предпосылками воображения. Однако подлинным источником развития творческого воображения орнаментальное искусство стало благодаря своей включенности в культово-мистические (магические) и религиозные практики. Следует отметить, что не только сами магические ритуалы, но и религиозные обряды, соответствующая атрибутика и т.д. во многом организованы по "логике орнамента". Таковы, к примеру, буддистские мантры, христианские молитвы, акустические и семантические характеристики которых тщательным образом согласованы на основе ритмического принципа. Благодаря этому орнаментальная культура органично вплеталась в пространство магических и религиозных практик, где орнамент приобретал сакральную функцию носителя образа мироздания. Очевидно, что этот эстетический образ постоянно обогащался опытом повседневной хозяйственно-трудовой деятельности и в полном отрыве от нее мог бы возникнуть и развиваться. (Оппозиционные гипотезы о культовом и трудовом происхождении искусства в целом не противоречат, а дополняют друг друга.) Тем не менее именно магические и религиозные практики укоренили в орнаменте совокупный мировоззренческий смысл, связующий воедино картину действительности. Ее формообразующим звеном выступает не стихия, а активное, творящее, разумное, антропоморфное (пусть и не человеческое) начало. Этот смысл неявно подводит к пониманию истинного предназначения человека, как ни парадоксально, ценой мистификации этого предназначения. Он не может быть непосредственно передан через технику изготовления орнамента. Он может быть лишь заново построен в плане воображения.

"Язык орнамента" - язык воображения, которое нацелено на поиск более высокого смысла, нежели обыденный, на превращение этого смысла в общезначимый и его передачу другим. Поэтому произведения орнаментального искусства, процесс орнаментального творчества становится поводом для живого общения людей, принадлежащих к разным социальным группам и, что для нас особо важно, к разным возрастным категориям. Это и наблюдается в традиционных культурах, где изготовление орнаментов протекает в форме разновозрастного общения взрослых и детей - содержательного, конструктивного и равноправного.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи
В теории и практике логопедии под общим недоразвитием речи (у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом) понимается такая форма речевой патологии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения ...

Причины возникновения РДА
В качестве объяснений возникновения РДА выдвигались различного рода гипотезы, среди которых можно выделить основные предположения, первое из которых было сформулировано Л. Каннером и в некоторых источниках звучит как "теория эмоциональной холодности родителей". Значимость недостаточно нас ...

Планирование прогулки
2. При планировании прогулки основная задача воспитателя состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности: игры, труда, наблюдений. При планировании содержания прогулки воспитатель предусматривает равномерное чередование спокойной и двигательной деят ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru