Ученые объяснили, как образование продлевает жизнь

Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.

Старшая профильная школа: какой она будет

В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.

Психолого-педагогическое обоснование проблемы необходимости ознакомления детей с народным декоративно-прикладным искусством

Образование и педагогика » Формирование орнаментального образа в рисунках детей на материале Вологодского кружевного промысла » Психолого-педагогическое обоснование проблемы необходимости ознакомления детей с народным декоративно-прикладным искусством

Страница 1

Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа), именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно ему. В народном декоративно-прикладном искусстве окружающий мир отражается условно, символами, здесь нет натуралистического воспроизведения, художник избегает излишней детализации, но сохраняет целостность, законченность образа.

Условность образа, нацеленность на типическое, красочность, декоративность, выраженность эмоционального настроя - эти качества народного декоративно-прикладного искусства присущи и творчеству детей, но, в отличие от детского творчества, в народном искусстве это не случайность, а выработанная веками традиция.

Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей.

Подчеркивая значение искусства для разностороннего развития человека (а народное искусство является его неотъемлемой частью), известный психолог Б.М.Теплов писал, что « искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека, не только воображение и чувство, что представляется само собой разумеющимися, но и мысли, и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения. Поэтому-то художественное воспитание и является одним из могучих средств, содействующих всестороннему и гармоническому развитию личности».

Исследователи народного искусства В. Василенко, В. Воронов, М. Некрасова, Т. Шпикалова, Н. Сакулина отмечают, что оно имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, человечность, связь с окружающей жизнью.

Коллективность творчества - важное качество, так как труд носит коллективный характер: изделия создаются целым коллективом, это часто является семейным делом.

Традиционность в народном искусстве имеет глубокие корни, уходящие в глубину веков. Веками отбирались и отрабатывались характерные черты того или иного вида росписи, вышивки, ее колорит, композиционный строй, элементы.

Традиции качаются и основных выразительных средств, технологий. Например, хохлома традиционно имеет золотисто-теплую гамму, она нарядна, жизнерадостна. Народное искусство испокон веков создается для человека и служит ему.

Следующая существенная черта народного искусства - его гуманность, человечность. Русское народное искусство очень содержательно и направлено на то, чтобы обогатить жизнь человека. сделать ее содержательней.

Язык народного искусства (изобразительного, музыкального) не несет эклектики, он лаконичен, в нем заключается совершенство композиции. Т. Шпикалова отмечает и такую черту народного искусства, как праздничность и мажорность, отражающие полнокровное и оптимистическое восприятие мира.

Говоря о народном искусстве, Н. Сакулина писала: «Народное декоративное искусство отвечает интересам детей старшего дошкольного возраста, дает богатую пищу их художественному восприятию, содействует развитию их эстетических суждений».

Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, и победу добра и справедливости. Народное искусство позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которой оно является.

Согласно концепции, разработанной известным исследователем детского творчества Т.С. Комаровой, народное искусство было положено в основу развития различных видов художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста. Данная деятельность способствует развитию таких психических процессе, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально-положительное отношение к субъектам эстетического содержания. В процессе занятий по декоративному рисованию, по ознакомлению с народным искусством дети знакомятся с образцами народных промыслов, приучаются видеть и любить искусство в многообразном его представлении. Используя возможности народного искусства, можно успешно влиять на формирование личности ребенка, с самого раннего возраста вкладывать в его душу ростки прекрасного и доброго, развивая его воображение и фантазию, пробуждая стремление к творчеству.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Проблемы школы Френе в России
Идеи французского педагога проникли в Россию достаточно случайно. Несмотря на довольно ярко выраженные прокоммунистические взгляды педагога, до конца 80-х годов в бывшем Советском Союзе не было опубликовано ни одной его работы. В результате сотрудничества посольства Франции в Москве, Минобразования ...

Цвет как художественно-выразительное средство
В творчестве любого художника есть периоды, в которые он отдает предпочтение той или иной цветовой гамме. Так, испанский художник П. Пикассо в одно время работал с холодными цветами, в другой период – с теплыми (так называемый голубой и розовый периоды в его творчестве). Одни художники пишут краска ...

Понятие мотивации в педагогической литературе
В настоящее время перед каждым учителем, нет другой, более важной и в тоже время более сложной, чем задача формирования у учащихся положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, такой мотивации, которая побуждала бы их к упорной, систематической учебной работе. Ведь очевидно, что без та ...

Искусственный интеллект в образовании

Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru