О природе детского рисования

Страница 1

Детское рисование – хорошо знакомое всем явление, но именно оно вызывает массу вопросов у родителей и педагогов.

Почему дети предпочитают рисование многим другим занятиям?

Какое значение оно имеет в развитии детей?

Как организовать детское рисование и как им руководить?

Как развивать художественные способности детей?

Как понимать и оценивать детские рисунки?

Ответы на эти вопросы для мно­гих оказываются затруднительны­ми. Не доверяя себе, иные мамы, бабушки, воспитательницы собира­ют детские рисунки и обращаются к людям авторитетным, знающим и понимающим - психологам, педа­гогам, художникам . Однако часто бывают обескуражены их абсолют­но противоречивыми оценками:

- Нормальные рисунки нормаль­ного ребенка, но есть проблемы . - скажет психолог.

- Ничего особенного, обычное стереотипное детское рисование, но способности есть, и если есть желание, то надо учить . - посоветуют педагоги в детской художест­венной школе.

- Гениально! Сколько фантазии, какая смелость изображения, какая живость цвета! Не трогайте его, дайте полную свободу творчеству и ни в коем случае ничему не учите! - воскликнет восторженный художник.

Чем же привлекательно для де­тей рисование? Что делает его для них столь желанным?

Во-первых, рисование доступ­но: поводил палочкой по песку - уже рисунок; взял бумагу, карандаш или фломастер и рисуй, где угодно - дома, в гостях, у мамы на работе, с бабушкой, например, в сберкассе;

во-вторых, оно чувственно: волнуют образы и сюжеты, волнуют движения линий и изменчивость цвета, волнует и переживается все происходящее в рисунке, волнуют сами рисунки;

в-третьих, оно познавательно: помогает разглядеть, узнать, уточ­нить, освоить, понять многое, да и проверить и показать свои знания;

в-четвертых, оно выразитель­но: рисуя, можно многое выразить, порою больше и с меньшими труд­ностями, чем в словах, особенно маленьким детям; можно изобра­зить и выразить свои восторги, же­лания, мечты, фантазии, предчув­ствия, страхи, знания, суждения, открытия и многое другое;

в-пятых, рисование продуктив­но: рисуешь, и обязательно что-то получается. Рисунок - это сделан­ная вещь. Можно нарисовать много рисунков, можно их или повесить на стенку, или подарить, или отложить, а потом вновь достать и рассматри­вать. Рисование увлекательно, при­ятно и интересно.

Истинная же ценность детского рисования заключается не в том, какого качества рисунки (выставоч­ные, конкурсные, на оценку) созда­ют дети, а в том, как через творче­ство они преодолевают свои лич­ные проблемы, реализуют свой жизненный опыт, освобождаются от неприятного и утверждают позитивное в собственной жизни. Про­цесс (рисование как деятельная жизнь) не менее важен для ребен­ка, чем результат (рисунок). А ри­сунок, отделенный от автора, обретает новое значение - не только как продукт детского творчества, но и как объект иной, новой деятельно­сти (объект показа, изучения, коллекционирования).

Итак, детское рисование – это феномен творческой активности детей в возрасте от 1-2 до 10-11 лет, имеющий двигательно-зрительную основу и реализующий многие психические функции, важ­ные для целостного личностного развития ребенка. Необходимо по­этому при рассматривании и оцен­ке детских рисунков:

* обсуждать с ребенком рису­нок, а не его самого, его личность (например: способный, неспособ­ный, неряха, аккуратист, глупый, слабый, средний, гениальный ре­бенок и т. п.);

* оценивать нужно достижения ребенка относительно его личных возможностей и в сравнении с его же рисунками с учетом индивиду­альных особенностей и динамики его развития (движется ли ребенок в своем творчестве или остановил­ся, повторяет освоенное, репроду­цирует сам себя), а не в сравнении с другими детьми;

* необходимо точно опреде­лять цель, суть задачи, условия создания рисунка и в соответст­вии с этими обстоятельствами оценивать работу (задана тема к выставке, подсказана извне или вызвана собственными побужде­ниями, нашла она отзвук в душе ребенка или исполнена по прину­ждению; пользовался ребенок вспомогательным зрительным ма­териалом или работал по памяти, по воображению; был ли достаточ­ный выбор изобразительных средств и т. д.);

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Описание модели документооборота школы
Непосредственное ведение делопроизводства в возложено на секретаря, который обеспечивает учет и прохождение документов в установленные сроки, информирует руководство о состоянии их исполнения, осуществляет ознакомление сотрудников с нормативными и методическими документами по делопроизводству. В со ...

Наблюдение как основной метод ознакомления детей с природой
Наблюдение – это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний – установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, п ...

Анализ возможностей программ и учебников для формирования познавательных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения в 3 классе
Цель данного параграфа – проанализировать возможности современных учебников и программ «Литературное чтение» «Школа 2100» Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой и «Гармония» О.В. Кубасовой для формирования познавательных учебных действий на уроках литературного чтения. Программа «Литературное чтение» Р.Н. Бун ...

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru