Дислексия и дисграфия

Образование и педагогика » Дислексия и дисграфия

Нарушения чтения и письма являются самыми распространенными формами речевой патологии у младших школьников.

Для обозначения недостатков письменной речи употребляются термины дисграфия (от лат. графо - пишу) и дислексия (от лат. лексо - читаю). Частица «дис» указывает на качественное нарушение процесса. Расстройства чтения и письма имеют одинаковую этиологию и сходные механизмы.

Термин "дислексия" пришёл к нам с Запада (введён работавшим в Штутгарте офтальмологом Рудольфом Берлином в 1887 году) и объединил в своём понятии и дислексию, и дисграфию, которые в отечественной логопедии используются как самостоятельные термины.

Доказано, что дислексия встречается у мальчиков в 3–4 раза чаще, чем у девочек. Около 5–8 процентов школьников страдают дислексией. Нарушение чтения чаще становится очевидным ко 2-му классу. Иногда дислексия со временем компенсируется, но в ряде случаев остается и в более старшем возрасте. Известно, например, что дислексией в детстве страдали многие знаменитости, такие как: Х.-К. Андерсен, А.Эйнштейн, Т.Эдисон, У.Черчилль, О.Роден, Ричард Брэнсон, Том Круз, Энтони Хопкинс и другие.

Первоначально, в конце XIX в., патологию письма и чтения рассматривали как одно из проявлений умственной отсталости (Т. Хеллер, И. Вольф).

Впоследствии немецкий ученый А. Куссмаль в 1877г. определил нарушения письменной речи как самостоятельную аномалию, не связанную со снижением интеллекта. На рубеже XIX и ХХ вв. появляется новая теория, объясняющая дефекты письма неполноценностью зрительного восприятия. Сторонники этого подхода (В. Морган, П. Раншбург, Х. Баштиан и др.) обозначили данный дефект термином «врожденная словесная слепота».

В начале ХХ в. была сделана попытка объяснить дефекты письменной речи нарушениями и других анализаторов. В соответствии с этим дисграфию подразделяли на оптическую, акустическую, моторную, идеомоторную (К. Н. Монахов). Однако, английский ученый С. Ортон возражал против такого толкования дисграфии. Он считал, что главной помехой приобретения навыков правильного письма – невозможность комбинировать буквы в известной последовательности, составлять из букв слова.

В 30-х гг. ХХ века появляется более прогрессивный взгляд на недостатки письма, связывающий их с дефектами произношения. Эта теория принадлежит отечественным ученым Ф.А. Рау, М.Е. Хватцеву, Н.Н. Трауготт, А.Я. Яунберзинь и др. По этой теории дисграфия определяется как «косноязычие» в письме, в результате которого возникают специфические затруднения при овладении письмом.

В исследованиях Р.М. Боскис и Р.Е. Левиной была выдвинута и научно обоснованна причина дислексии и дисграфии – фонематическое недоразвитие.

Эта точка зрения на нарушения письма и чтения в дальнейшем не только получила полное подтверждение, но и развивалась в последующих работах Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, А.К. Марковой, Г.И. Жаренковой и др. В исследованиях вышеуказанных специалистов нарушения письма и чтения трактуются в соответствии с системным подходом к патологии речи как проявлению речевого недоразвития.

В настоящее время установлено, что нарушения письма и чтения у детей возникают в результате отклонений в развитии устной речи: несформированности в полной мере фонематического восприятия или, что бывает чаще, недоразвития всех ее компонентов (фонетико-фонематического и лексико-грамматического). Такое объяснение причин нарушений письменной речи у детей прочно утвердилось в отечественной логопедии. Оно принято также большинством зарубежных исследователей (С. Ботель-Мэзонни, Р. Беккер и др.).

Еще по теме:

Педагогические условия, обеспечивающие эффективность освоения педагогами метода экспериментирования
Для эффективности педагогического процесса необходим постоянный поиск новых, более результативных методов воспитания и обучения, при помощи которых происходит передача детям содержания образования. Необходимость создания таких методов обосновывалась еще в работах многих педагогов, что возможно на б ...

Анализ содержания линии моделирования школьного курса информатики и ИКТ
Целями обучения моделированию, согласно учебнику, являются формирование научного мировоззрения учащихся, знаний о моделировании как методе научного познания. Сама тема формализации и моделирования входит в теоретический раздел образовательной области «Информатика». Она относится к научным основам и ...

Особенности обучения шестиклассников истории средних веков
Основы развивающей системы обучения. Утверждение развивающей парадигмы в системе школьного образования обусловило изменения в методике преподавания, в частности преподавания истории Средних веков в 6 классе. Задачей учителя сегодня в большей степени является не преподнесение суммы знаний как таковы ...

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru