Организационно-методические условия оздоровления старших дошкольников средствами физической культуры

Образование и педагогика » Организационно-методические условия оздоровления старших дошкольников средствами физической культуры

Забота о здоровье ребенка стала занимать во всем мире приоритетные позиции. И это понятно, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные, здоровые.

За последние годы резко ухудшилось состояние здоровья детей первых семи лет жизни. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Научного центра здоровья детей и Российской академии медицинских наук физиологически зрелыми рождается не более 14% детей, количество здоровых дошкольников составляет всего лишь около 10%. Среди контингента детей, поступающих в школу, более 20% имеют дефицит массы тела, 50% детей хронически больные. По распространенности хронических заболеваний у детей 4–7 лет первое место занимают болезни костно-мышечной системы (сколиоз и др.). Увеличилось количество детей низкого роста, с дефицитом массы тела, с несоответствием уровня физического развития биологическому возрасту. Растет число функциональных отклонений, возникающих с возрастом. Так, если в четыре года ребенок имел 1–2 отклонения, то к шести годам число отклонений увеличивается до 4–5.

Причинами резкого снижения здоровья детей дошкольного возраста являются: падение уровня жизни, социальные потрясения, неблагоприятная экологическая обстановка России; ухудшение состояния здоровья родителей; стрессы; дефицит двигательной активности детей; недостаточная квалификация воспитателей в вопросах охраны здоровья и физической подготовленности, а порой просто нежелание уделять этим вопросам внимание; недостаточная информированность родителей в вопросах сохранения здоровья детей; частичное разрушение служб врачебного контроля в ДОУ; неполноценное питание.

Физкультурно-оздоровительное направление работы российских детских садов всегда составляло одну из наиболее важных и сильных сторон их деятельности. В осуществлении этого направления помогают программы по физическому воспитанию дошкольников.

О том, что движения оказывают эффективное влияние на все без исключения психические функции известно давно. В исследованиях видных советских и зарубежных психологов Л.С. Выготского (1956 г.), А.В. Запорожца (1967 г.), Ж. Пиаже (1956 г.), Дж. Брунера показано наличие прямой связи между характером двигательной активности и проявлениями восприятия, памяти, мышления и эмоций у детей дошкольного возраста.

В современных социально-экономических условиях развития общества особенно остро на государственном уровне стоит проблема оптимизации здоровья и физического развития детей в условиях детских дошкольных учреждений. Этот интерес далеко не случаен, так как дошкольный период жизни – важнейший этап в формировании здоровья ребенка, обеспечивающий единство физического, духовного, психологического и интеллектуального развития.

Научное обоснование значения физического воспитания детей как одного из важных условий эффективности всей воспитательно-образовательной работы в ДОУ заложено в трудах П.Ф. Лесгафта, В.В. Гориневского, Е.И. Леви-Гориневской, Л.И. Чулицкой и многих других ученых.

Состояние здоровья ребенка относится к ведущим факторам, в значительной мере определяющим его способность успешно справляться со всеми требованиями, предъявляемыми к нему, условиями жизни и воспитании в детском учреждении и семье.

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней физической подготовленности и гармонического физического развития. В то же время, сложившиеся система дошкольного образования учитывает лишь санитарно-гигиенические нормы условий жизни ребенка и приводит нормирование двигательных качеств и навыков.

Малое времяпрепровождение детей на воздухе, малая подвижность, которая связана с изменением уровня жизни людей – все это влечет к слаборазвитой физически, к менее эмоциональной, менее здоровой нации людей, приводя ее к моральному и физическому истощению.

Поэтому первоочередной задачей физического воспитания в ДОУ является привитие потребности детей к движению и большему нахождению на воздухе, так как положительное влияние физкультурных занятий на открытом воздухе прежде всего сказывается на физическом и нервно-психическом развитии ребенка, развитии движений, снижении заболеваемости. Дети чувствуют себя хорошо при различных меняющихся метеорологических условиях в помещении и на воздухе; они не боятся холодного воздуха, воды, умеют преодолевать трудности. Все это свидетельствует о том, что проведение круглый год физкультурных занятий на воздухе является мощным средством укрепления здоровья детей и стимулом их хорошего развития.

Актуальность темы состоит в том, что занятия, проводимые на воздухе в ДОУ являются неотъемлемой частью работы по оздоровлению детей, однако, важность этого компонента физического воспитания пока недооценивается. Даже программой по физическому воспитанию дошкольников предусмотрено лишь одно занятие в неделю на улице и два – в зале.

Объект исследования: процесс физического воспитания дошкольников.

Предмет исследования: влияние занятий на воздухе по экспериментальной методике на физическое развитие, физическую подготовленность и здоровье старших дошкольников.

Цель работы. Разработать методику занятий на воздухе со старшими дошкольниками и экспериментально определить ее эффективность.

Гипотеза. Мы предположили, что реализация, разработанной нами методики проведения физкультурных занятий со старшими дошкольниками на воздухе повысит эффективность процесса физического воспитания данного контингента в плане решения оздоровительных задач.

Задачи:

Определить возрастные особенности старших дошкольников.

Выявить современные средства и методы решения оздоровительных задач физического воспитания дошкольников.

Разработать методику занятий по физическому воспитанию со старшими дошкольниками на воздухе и определить ее эффективность.

Новизна исследований заключается в полученных данных об организации физкультурных занятий на воздухе со старшими дошкольниками и их эффективности в плане укрепления здоровья детей.

Практическая значимость работы заключается в возможности и целесообразности использования полученных результатов в педагогическом процессе дошкольных образовательных учреждений.

дошкольник оздоровление физическая культура

Еще по теме:

Проблемные ситуации при довузовской подготовке
Все виды занятий, включая лекционные, на подготовительном отделении и факультете довузовской подготовки проводятся в группах слушателей. Это облегчает диалог преподавателя и студента, позволяет внедрить в его содержание проблемы и противоречия, которые возникают при изучении курса, и рассматривать ...

Методы и прием логопедической работы по преодолению нарушений звукопроизношения у детей со стёртой дизартрией
Чтобы помочь детям овладеть правильным звукопроизношением, логопед должен иметь хорошую теоретическую и практическую подготовку. Ему необходимо владеть материалом, который составляет теоретическую основу знаний о звукопроизношении, знать, как образуются звуки родного языка, на какие группы и по как ...

Развитие выразительности речи посредством лексико-стилистической работй с современнойц русской прозой
Сегодня, как отмечают и специалисты, и общественность, речевая культура в Украине находится на низком уровне, обучение русскому языку происходит в сложной социокультурной ситуации: отмечается бурная либерализация норм литературного языка, активно в лексику его носителей проникают профессионализмы, ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru