Элитарное образование в России к. XI - XVII вв

Уже во время Киевской Руси (конец XI – первая треть XIII века) реализуют присущий им духовно-творческий потенциал яркие исторические личности, которые обладают признаками традиционно свойственными представителям религиозно-теологической, политической и военной элит. Их принадлежность не только к социальной, но и, в первую очередь, духовно-интеллектуальной элите Киевской Руси обнаруживается в активной социально-политической и культурно-образовательной деятельности, ярком публицистическом таланте, незаурядности философско-теологического взгляда на мир.

Существенно то, что в этот период были выдвинуты и частично реализованы на уровне социальной практики стержневые идеи, значимые для развития образования вообще и, в частности, его элитного варианта.

Следующий этап, насчитывающий около 250 лет (вторая треть XIII – вторая половина XV в.в.) был связан с адаптацией Руси к деспотизму Орды и сопровождался уничтожением многих условий необходимых обществу для складывания духовно-интеллектуальных элит. Тем не менее, именно формирование элит являлось одним из необходимых условий освобождения от политической зависимости и воссоздания военно-экономического могущества, социальной и духовной жизни Руси.

Особо значимым для формирования элитного образования эпохи Московской Руси стало XVII столетие, когда произошло осознание государственной властью того, что именно образование (и, в первую очередь его элитно-элитарный вариант) способно стать действенным инструментом решения ряда существенных внутренних и внешних политических задач.

Возрастание государственной активности в сфере образования объективно явилось фактором, способствующим возникновению целого ряда заведений элитной направленности.

Кульминацией государственной политики в области образования конца XVII века стало открытие Славяно-греко-латинской академии. Данное учебное заведение обладало многими чертами высшего элитного образования. Создание академии завершило длительный этап эволюции образования личности элитного типа, осуществлявшегося со времен Киевской Руси, главным образом, под воздействием семейного воспитания и обучения, церковных образовательных традиций и стихийного влияния духовной культуры Руси, но проходившего при отсутствии школ элитного типа.

Еще по теме:

Содержание учебного материала по плаванию для детей среднего старшего дошкольного возраста
В группах старшего дошкольного возраста дети начинают усваивать умения и навыки определенных способов плавания. Содержание учебного материала. Беседы с детьми о технике плавания способом кроль на груди и на спине. Просмотр картин, диафильмов Упражнения для освоения с водой и ознакомления с ее свойс ...

Дидактика предмета как контекстно зависимая теория обучения
Понятия "методика обучения предмету" и "дидактика предмета" в современной педагогической теории и практике обучения нечетко разведены. Например, термин "дидактика физики", использование которого обосновано А.И. Бугаевым, остается еще недостаточно определенным, несмотря ...

Показатели заболеваемости детей в К и Э группах за период эксперимента
Показатели заболеваемости детей дошкольного возраста наиболее информативно отражают решение оздоровительных задач в процессе физического воспитания воспитанников ДОУ. Если в начале эксперимента по этому показателю достоверных различий между группами зафиксировано не было, то в конце эксперимента эк ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru