Ученые объяснили, как образование продлевает жизнь

Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.

Старшая профильная школа: какой она будет

В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.

Проблема памяти в психолого-педагогической литературе

Образование и педагогика » Особенности памяти глухих детей » Проблема памяти в психолого-педагогической литературе

Страница 2

У человека есть речь как мощное средство запоминания, способ хранения информации в виде текстов и разного рода технических записей. Ему нет необходимости полагаться только на свои органические возможности, так как главные средства совершенствования памяти и хранения необходимой информации находятся вне его и одновременно в его руках: он в состоянии совершенствовать эти средства практически бесконечно, не меняя своей собственной природы. У человека, наконец, есть три вида памяти, гораздо более мощных и продуктивных, чем у животных: – произвольная, логическая и опосредствованная. Первая связана с широким волевым контролем запоминания, вторая – с употреблением логики, третья – с использованием разнообразных средств запоминания, большей частью представленных в виде предметов материальной и духовной культуры.

Более точно и строго, чем это сделано выше, память человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти функции являются для памяти основными. Они различны не только по своей структуре, исходным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково. Есть люди, которые, например, с трудом запоминают, но зато неплохо воспроизводят и довольно долго хранят в памяти запомненный ими материал. Это индивиды с развитой долговременной памятью. Есть такие люди, которые, напротив, быстро запоминают, но зато и быстро забывают то, что когда-то запомнили. У них более сильны кратковременный и оперативный виды памяти.

Одним из основных проявлений памяти является воспроизведение образов. В отличие от образов восприятия, которые возникают непосредственно при контакте с предметом или явлением, образы представлений возникают в отсутствие предмета.

Представления разделяются на виды, соответствующие видам ощущений. Наряду со зрительными представлениями, играющими значительную роль в психической жизни многих людей, существуют слуховые (попробуйте представить себе какой-нибудь знакомый мотив, звук скрипки, голос какого-нибудь человека, лай собаки), обонятельные (попробуйте представить себе запах сена, керосина, дыма), осязательные (представьте себе прикосновение к мрамору, к бархату; представьте, что вы держите в руке трепещущую птицу), вкусовые, двигательные (кинестетические), тактильные.

Представления характеризуются прежде всего наглядностью, т.е. прямым сходством с соответствующими предметами. Иметь зрительное представление предмета – это значит внутренне, или мысленно, «видеть» его; иметь слуховое представление какого-либо звука – значит мысленно «слышать» его. В музыкальной практике способность преставлять звучание музыки называется «внутренним слухом». Образы представлений всегда бледнее образов восприятия, они никогда не передают с одинаковой яркостью все черты и признаки объектов. Обычно в них проявляются только некоторые стороны объекта – когда мы представляем себе хорошо знакомое лицо, то отдельные черты «видятся» четко, а остальное выступает более менее смутным и неопределенным фоном. Представления очень неустойчивы и непостоянны, так, вызванный образ знакомого лица через несколько мгновений теряется. Потом «выступают» на первый план то одни, то другие детали. Только у людей, чья профессиональная деятельность связана с представлениями определенного вида (у музыкантов – слуховые, у художников, дизайнеров – зрительные и т.д.). Они устойчивы и относительно постоянны.

Представления памяти подразделяют на единичные и общие. В единичных представлениях памяти отражаются особенные черты, характерные для данного отдельного предмета или явления. Например, если, представляя день рождения, вы представляете себе конкретную комнату, людей, их одежду, позу, выражение лиц и т.д., то такое представление будет единичным.

В общем представлении отражаются черты, общие для многих сходных предметов, такие черты, которые имеются в каждом предмете этой группы. Единичные представления обобщаются, и на основе этого возникают общие представления. Если для возникновения образа представления требуется прилагать определенные волевые усилия, то такой вид представления будет называться произвольным. Если же какое-либо событие или предмет произвели на нас сильное впечатление, то детали его могут всплывать в сознании и без наших усилий (или желания). Такой вид представлений называется непроизвольным

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Общая характеристика отклонений в развитии речи у детей раннего возраста
Пластичность нервной системы у ребенка не беспредельна и с возрастом значительно понижается, поэтому работа по диагностике, профилактике, коррекции и формированию речи, с опорой на сохранные системы мозга, должна начинаться в самом раннем возрасте. 1этап. Развитие звуковой стороны речи начинается с ...

Теоретические аспекты активных методов обучения
С развитием научно-технического прогресса, увеличился объем информации, обязательной для усвоения. То, что информация быстро устаревает и нуждается в обновлении: уже установленный факт, проверенный неоднократно на практике. Отсюда вытекает следующая проблема: обучение, которое ориентировано главным ...

Задачи и содержание работы по развитию слухового восприятия у глухих и слабослышащих школьников
Существующая в настоящее время система работы по развитию слухового восприятия глухих детей была разработана в 70-е г.г. XX в. (Т.А. Власова, Е.П. Кузьмичёва, Э.И. Леонгард и др.). Экспериментальные исследования выявили значительные потенциальные возможности глухих детей в восприятии устной речи, к ...

Искусственный интеллект в образовании

Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru