Проблема памяти в психолого-педагогической литературе

Образование и педагогика » Особенности памяти глухих детей » Проблема памяти в психолого-педагогической литературе

Страница 2

У человека есть речь как мощное средство запоминания, способ хранения информации в виде текстов и разного рода технических записей. Ему нет необходимости полагаться только на свои органические возможности, так как главные средства совершенствования памяти и хранения необходимой информации находятся вне его и одновременно в его руках: он в состоянии совершенствовать эти средства практически бесконечно, не меняя своей собственной природы. У человека, наконец, есть три вида памяти, гораздо более мощных и продуктивных, чем у животных: – произвольная, логическая и опосредствованная. Первая связана с широким волевым контролем запоминания, вторая – с употреблением логики, третья – с использованием разнообразных средств запоминания, большей частью представленных в виде предметов материальной и духовной культуры.

Более точно и строго, чем это сделано выше, память человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти функции являются для памяти основными. Они различны не только по своей структуре, исходным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково. Есть люди, которые, например, с трудом запоминают, но зато неплохо воспроизводят и довольно долго хранят в памяти запомненный ими материал. Это индивиды с развитой долговременной памятью. Есть такие люди, которые, напротив, быстро запоминают, но зато и быстро забывают то, что когда-то запомнили. У них более сильны кратковременный и оперативный виды памяти.

Одним из основных проявлений памяти является воспроизведение образов. В отличие от образов восприятия, которые возникают непосредственно при контакте с предметом или явлением, образы представлений возникают в отсутствие предмета.

Представления разделяются на виды, соответствующие видам ощущений. Наряду со зрительными представлениями, играющими значительную роль в психической жизни многих людей, существуют слуховые (попробуйте представить себе какой-нибудь знакомый мотив, звук скрипки, голос какого-нибудь человека, лай собаки), обонятельные (попробуйте представить себе запах сена, керосина, дыма), осязательные (представьте себе прикосновение к мрамору, к бархату; представьте, что вы держите в руке трепещущую птицу), вкусовые, двигательные (кинестетические), тактильные.

Представления характеризуются прежде всего наглядностью, т.е. прямым сходством с соответствующими предметами. Иметь зрительное представление предмета – это значит внутренне, или мысленно, «видеть» его; иметь слуховое представление какого-либо звука – значит мысленно «слышать» его. В музыкальной практике способность преставлять звучание музыки называется «внутренним слухом». Образы представлений всегда бледнее образов восприятия, они никогда не передают с одинаковой яркостью все черты и признаки объектов. Обычно в них проявляются только некоторые стороны объекта – когда мы представляем себе хорошо знакомое лицо, то отдельные черты «видятся» четко, а остальное выступает более менее смутным и неопределенным фоном. Представления очень неустойчивы и непостоянны, так, вызванный образ знакомого лица через несколько мгновений теряется. Потом «выступают» на первый план то одни, то другие детали. Только у людей, чья профессиональная деятельность связана с представлениями определенного вида (у музыкантов – слуховые, у художников, дизайнеров – зрительные и т.д.). Они устойчивы и относительно постоянны.

Представления памяти подразделяют на единичные и общие. В единичных представлениях памяти отражаются особенные черты, характерные для данного отдельного предмета или явления. Например, если, представляя день рождения, вы представляете себе конкретную комнату, людей, их одежду, позу, выражение лиц и т.д., то такое представление будет единичным.

В общем представлении отражаются черты, общие для многих сходных предметов, такие черты, которые имеются в каждом предмете этой группы. Единичные представления обобщаются, и на основе этого возникают общие представления. Если для возникновения образа представления требуется прилагать определенные волевые усилия, то такой вид представления будет называться произвольным. Если же какое-либо событие или предмет произвели на нас сильное впечатление, то детали его могут всплывать в сознании и без наших усилий (или желания). Такой вид представлений называется непроизвольным

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Разработка урока русского языка с элементами лексико-стилистического анализа на материале повести «Желтая стрела» В. Пелевина
Тема урока: Герой и его время в повести Пелевина «Жёлтая стрела» 11 класс Образовательная цель: сформировать навыки лексико-стилистического анализа как основы выразительности речи Воспитательная цель: воспитывать любовь к красоте слова через постижение разнообразия авторских изобразительных выразит ...

Виды и жанры живописи
Живопись подразделяют на монументальную, декоративную, театрально-декорационную, миниатюрную и станковую. Монументальная живопись – особый вид живописных произведений большого масштаба, украшающих стены и потолки архитектурных сооружений. Она раскрывает содержание крупных социальных явлений, оказав ...

Основные проблемы реализации Болонского процесса в Италии и других европейских странах
В Италии Болонский процесс определяют как реформа «3 + 2», подразумевая разделение университетского учения на две фазы: бакалавр и магистратура («lauree triennali» и «lauree magistrali»). Главной целью реформы было включение итальянского образования в общую европейскую систему университетского обуч ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru