Человек и его место в различных системах

Страница 1

Человек на столько многообразен, что разные науки обнаруживают в нем прямо противоположные человеческие свойства и сосредоточиваются на них. Человек является предметом изучения многих наук на протяжении многих столетий. Для экономики он - рационально мыслящее существо, то для педагогики во многом - иррациональное. История рассматривает его как "автора", субъекта определенных исторический событий, а педагогика - как объект заботы, помощи, поддержки. Социологии он интересен как существо с инвариантным поведением, а для генетики - как запрограммированное существо. Для кибернетики он - универсальный робот, для химии - набор определенных химических соединений. Человек - общественное существо, живет в сообществе себе подобных. Он включен в систему связей и отношений с другими людьми, занимает в ней собственную позицию, имеет определенный статус, играет различные социальные роли. Именно совместная жизнь с другими людьми приводит к появлению личности как интегральной характеристики человека. Личность - это способ жизни и действования, проявляющийся в свободном и творческом определении своего места в сообществе, в самостоятельных поступках, в принятии ответственности за последствия своих социальных деяний. Личность - это всегда определенная позиция Облик целого комплекса наук, изучающих разные проявления человеческой жизни меняется на глазах. "Робинзонада годспотствущая долгое время в исследованиях человека и приведшая к антропоцентризму в понимании его природы уступает свое место системно ориентированных методологии человекознании. Исходным положением на которое опирается это методология является присущая марксисткой философии идея о том что к ключ к пониманию природы человека лежит не в нем самом как некотором телесном объекте а в тех различных системах в которых осуществляется его жизнь. В естественных науках наиболее концентрированное выражение эта идея нашла в фундаментальных исследованиях В.И. Вернадского, который последовательно отстаивал представления о необходимости перехода от организменного уровня анализа биологического свойств человека к изучению человека в популяционном виде биоценотическом и биосферным типах организации а социальных качеств человека - в системы ноосферы т.е. созданной деятельностью творческой мысли человечества сфере разума. Положение системного подхода об анализе природе человека в ходе развития различных систем и идеи Вернадского с трудом пробивают себе дорогу в сознании представителей разных дисциплин встречая в виде препятствия взгляд на человека как на вполне автономный природный или социальный объект, как на вещь. Если человек рассматривается только через призму "моносистемного видения действительности то в биологии и в социологии и в психологии он представляет как замкнутый мир. взаимодействующий с другими столь же независимыми мирами -средой и обществом, Вселенной". Вследствие антропоцентризма мышление в науках о человеке оказывается заселенным оппозициями: "организм - среда", "личность - общество", "биологическое - социальное" и т.п. Незамысловатая операция, проделываемая "птолемеевской" логикой, похожа на действие чудака, вырвавшего у себя самого глаз, чтобы разобраться в его устройстве, а затем, так и не узнав, для чего он нужен, пытающегося водворить его на место. Точно так же порой в психологии индивид изымается из биологического вида "человек", личность - из общества, индивидуальность - из человеческого рода, а затем после досконального перечня индивидуальных различий с точностью до стотысячного знака (и даже без анализа вопроса о происхождении этих различий) индивида пытаются приставить к виду, личность вернуть в общество, через индивидуальность залатать возникший разрыв между биологическим и социальным мирами.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Феномен человека
Первое что можно отметить, описывая феномен человека это многообразие его свойств. Человек - существо многостороннее, многомерное, сложно организованное - Известно выражение о человеке как венце природы. В нем подчеркивается, что человек - это часть природы. Человек - живое существо и как всякое жи ...

Планирование прогулки
2. При планировании прогулки основная задача воспитателя состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности: игры, труда, наблюдений. При планировании содержания прогулки воспитатель предусматривает равномерное чередование спокойной и двигательной деят ...

Организация деятельности учреждений для детей сирот в России и за рубежом: история и современность
Для осмысления сущности деятельности на современном этапе учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, целесообразно обратиться к практике призрения осиротевших детей в России на разных исторических этапах развития общества. Историко-педагогический анализ позволяет выявить педагогическ ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru