Теоретические аспекты активных методов обучения

Страница 1

С развитием научно-технического прогресса, увеличился объем информации, обязательной для усвоения. То, что информация быстро устаревает и нуждается в обновлении: уже установленный факт, проверенный неоднократно на практике. Отсюда вытекает следующая проблема: обучение, которое ориентировано главным образом на запоминание и сохранение материала в памяти, уже только отчасти может удовлетворять современным требованиям. Соответственно, необходимо формировать такие качества мышления, которые позволили бы студенту самостоятельно усваивать постоянно возобновляющуюся информацию. Развитие таких способностей обеспечивает человеку возможность не отставать от ускоряющегося научно-технического прогресса в ходе всей его жизнедеятельности. Этим и обусловлена необходимость новых методов и подходов в обучении, которые смогли бы научить студентов самостоятельно находить и усваивать нужную информацию. Таковыми могут выступать активные методы обучения. Они не новы, однако в плане эффективности ни в чем не уступают современным методам обучения.

Если раньше знания, полученные в школе, техникуме, вузе, могли служить человеку долго, иногда в течение всей его жизни, то в век информационного бума их необходимо постоянно обновлять. Этот процесс может быть достигнут главным образом путем самообразования, а это в свою очередь требует от человека познавательной активности и самостоятельности.

Познавательная активность означает интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление учащегося к учению, к выполнению индивидуальных и общих задач, интерес к деятельности преподавателя и других учащихся.

Под познавательной самостоятельностью принято понимать стремление и умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, находить свой подход к решению задачи, желание не только понять усваиваемую учебную информацию, но и способы добывания знаний: критический подход к суждениям других, независимость собственных суждений.

Познавательная активность и познавательная самостоятельность - качества, характеризующие интеллектуальные способности учащихся к учению. Как и другие способности, они проявляются и развиваются в деятельности. Отсутствие условий для проявления активности и самостоятельности приводит к тому, что они не развиваются. Только широкое использование активных методов обучения развивает интеллектуальные качества человека, побуждает к мыслительной и практической деятельности с самого начала процесса обучения, обеспечивает в дальнейшем активность учащегося в постоянном овладении знаниями и применении их на практике.

Идеи использования активных методов в обучении высказывались учёными на протяжении всего периода становления и развития педагогики, задолго до оформления её в самостоятельную научную дисциплину.

К родоначальникам идей активизации обучения относят Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Г. Гегеля, Ф. Фрёбеля, А. Дистервега и других. Однако идеи, получившие наиболее последовательное изложение в работах данных авторов, берут своё начало из высказываний учёных и мыслителей античного мира.

Всю историю педагогики можно рассматривать как борьбу двух взглядов на позицию ученика. Приверженцы первой позиции настаивали на исходной пассивности ученика, рассматривали его как объект педагогического воздействия, а активность, по их мнению, должен был проявлять только преподаватель.

Сторонники второй позиции считали ученика, равноправным участником процесса обучения и отдавали его активности главенствующую роль в обучении. Вот некоторые взгляды сторонников активности ученика:

Пифагор (VI в. до н. э.) считал, что правильно осуществляемое обучение должно происходить по обоюдному желанию учителя и ученика.

Демокрит (460-370 до н. э.) придавал огромное значение воспитанию интеллекта, предлагал формировать у учеников стремление постигнуть неизвестное, чувство долга и ответственность.

Сократ (399 до н. э.) видел наиболее верный путь проявления способностей человека в самопознании. Главным его достижением считается «майевтика» («повивальное искусство») - диалектический спор, подводящий к истине посредством продуманных наставником вопросов (так называемый сократовский метод).

Платон (347 до н. э.) подчёркивал особую важность эстетического развития обучаемого средствами музыки, поэзии, танцев, игр, дающих простор творчеству.

Одним из заметных сторонников активной позиции ученика в процессе обучения был и Мишель Монтень - он советовал, чтобы ученик больше говорил, а учитель больше слушал. Он призывал приучить учащихся исследовать окружающий мир, чтобы они все проверяли, а не усваивали на веру или из уважения к авторитету.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Формирование здорового образа жизни школьников как основа профилактики хронических заболеваний
Хронические заболевания - это заболевания внутренних органов, которыми люди болеют длительное время. Чаще всего излечиться от этих заболеваний невозможно, можно лишь добиться стойкой ремиссии - отсутствие обострений заболевания в течение длительного времени (иногда несколько лет). С некоторыми забо ...

Проблема взаимодействия танца и фольклора
Хореография - искусство танца. В это понятие входят народные, бытовые танцы, классический балет. Как и другие виды искусства, хореография отражает социальные процессы, взаимоотношения людей. Специфика ее состоит в том, что чувства, переживания человека она передает в пластической образно-художестве ...

Описание случаев проявления креативных способностей
Прежде чем перейти к описанию конкретных случаев скажем о том, что нас в первую очередь интересуют молодые люди, которые прошли ту или иную образовательную форму. Нам важно отметить, что действительно эти формы были редуцированны. Описание случаев представлено на основе личного интервью. Анализ слу ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru