Обучение говорению с применением ролевых игр

Страница 8

Восприятие и понимание нового иноязычного материала.

Природа восприятия и написания языковых явлений неодинаково трактуется в различных психологических и психолингвистических исследованиях. Наибольшую известность получили четыре направления, подхода, такие как: моторная, анализ через синтез, аналитика синтетическая.

Согласно "акустической" теории, восприятие речи происходит по отдельным сегментам, которые сопоставляются с некоторыми образцами памяти. Воспринятые сегменты дальнейшем объединяются в единицы более высокого уровня.

"Моторная" теория восприятия исходит из того, что речевой слух требует обязательного участия артикуляционного аппарата, в результате чего между слуховым и речедвигательным анализаторами устанавливается функциональная связь.

Теория "анализа через синтез" представлена двумя вариантами от анализа к синтезу и от синтеза к анализу.

Итак, восприятие и понимание нового иноязычного материала включает три основных момента:

А) формирование элементарной (диффузной, генерализированной) ассоциации;

Б) последующий элементарный анализ;

В) заключительный синтез.

В целом ряде случаев особенно при устном восприятии языкового материала, возможно выпадение среднего звена - анализа.

Первый и третий этапы, мгновенно объединяясь, образуют единый, преимущественно синтетический этап восприятия иноязычной речи.

При обучении восприятию и пониманию нового языкового материала используются различные речевые действия, сопровождаемые нередко средствами наглядности (предметы, картины, схемы). Наряду с действиями важную роль в формировании знаний играют языковые правила. В современной методике различают два вида правил: правила - обобщения и правила - инструкции. Первый вид правил выражает определённые закономерности соотношения языковых явлений в системе языка. Правило второго вида представляет собой руководство к действию по формированию умений и навыков употребления единиц языка и речи.

Речевая деятельность - явление сложное. Оно связано с понятиями языковой системы, речевого общения, речевого взаимодействия, деятельности человека в целом.

Еще совсем недавно при обучении иностранному языку обращали основное внимание на систему языка, но это редко давало положительные результаты. Следующим шагом был переход к коммуникативному обучению. Содержанием коммуникативного обучения является такое владение языком, которое позволяет обмениваться идеями, значимой информацией. Коммуникация стала не только целью обучения, но и средством обучения. В последнее время методисты, используя научные достижения, обратили внимание на воздействующий характер общения и в качестве содержания обучения выдвинули обучение речевому взаимодействию. Речевое взаимодействие - это взаимодействие людей друг на друга в целях побуждения к ответным речевым или неречевым действиям.

Плохо если дети в классе могут работать рядом, но не вместе, школьник в общении с учителем усваивает позицию учащегося, но не равноправного партнёра. Взаимодействие создаёт мотив и стимул для коммуникации. Для того чтобы осуществлялась коммуникация, нужна информация и личная заинтересованность её участников во взаимодействии.

В современной методике всё большее внимание уделяется идее рассмотрения коммуникации в широком контексте человеческой деятельности: познании, овладении духовными ценностями, труде, учении, игре. Включение речевой деятельности в качестве средств выполнения самой разнообразной работы, интересующей школьника, позволяет полнее учитывать его интересы и склонности в учебном процессе, развивать стремление к самообразованию, связать обучение с жизнью.

В любой ситуации общения присутствует говорящий или пишущий, слушающий или читающий. Отсюда выделение основных видов речевой деятельности: продуктивных (говорения и письма, связанных с отправлением сообщений) и рецептивных (аудирования и чтения, связанных с его получением). Говорение и слушание составляют устные виды речевой деятельности, а письмо и чтение - письменные.

Следует отметить, что в реальном общении ни один из указанных видов речевой деятельности не существует изолированно. Реальное общение - это взаимодействие партнёров. У говорящего всегда, например, есть речевое намерение воздействовать на слушающего - значит, ожидается ответная реакция. Для того, чтобы участвовать в общении, учащийся должен обладать как продуктивными умениями (говорение и письмо), так и рецептивными (аудирование и чтение). Изоляция видов речевой деятельности в обучении может привести, что учащиеся овладеют умениями высказываться на определённую тему, но не будут воспринимать речь на слух и, таким образом, не смогут участвовать в общении, или, наоборот, понимая смысл прочитанных или услышанных фраз, не смогут сформулировать свои собственные высказывания.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9

Еще по теме:

Процесс воспитания нравственных ценностей у младших подростков в классном коллективе
В данном параграфе будет рассмотрен сам процесс воспитания нравственных ценностей у младших подростках в классном коллективе с точек зрения педагогов: Караковского В.А, Новиковой Л.И, Конниковой Т.Е, Казакиной М.Г с тем, чтобы понять механизм воспитания нравственных ценностей, его структуру и после ...

Оценка эффективности коррекционной работы
После применения разработанной нами программы для развития воображения у детей младшего школьного возраста с ОНР 2 – 3уровня, была проведена итоговая диагностика в конце учебного года результаты, которой отражены в рисунках 1 - 12. Первая методика «Дорисовывания фигур» позволяет определить уровень ...

Коммуникативный системно-деятельностный подход к обучению английскому языку
Рассмотрим сначала в общих чертах коммуникативный системно-деятельностный подход к обучению английскому языку. Этот подход представляет собой реализацию та­кого способа обучения, при котором осуществляется упорядоченное, систематизированное и взаимосоот­несенное обучение английскому языку как сред­ ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru