Теоретические основы экологического образования и воспитания. Анализ педагогического опыта

Образование и педагогика » Экологическое образование и воспитание школьников » Теоретические основы экологического образования и воспитания. Анализ педагогического опыта

Страница 3

Современному академическому взгляду на окружающую среду Эдвард Годдсмит (Киев) противопоставляет определение "модернизм". Основной принцип "модернистского" подхода заключается в том, что будущее нашей планеты и благополучие человечества зависят от развития науки и промышленности, а следовательно, необходимо дальнейшее расширение экологической деятельности. При этом негативное воздействие на природу игнорируется полностью. Автор не только оспаривает такой подход, но и предлагает новый — экологический. Принципы экологического подхода обосновываются, показывается их тесная взаимосвязь в виде всеобъемлющей модели взаимодействия человечества с природой.

С. В. Алексеев, Н. В. Груздева, А. Г. Муравьев предлагают концептуальные подходы к организации экологического центра в образовательной системе школы, методико-дидактическую модель его функционирования, основные направления опытно-экспериментальной работы, содержание и основные подходы к организации практической деятельности учащихся на базе экологического центра, вариативные программы экологического практикума, варианты материально-технического обеспечения экологического центра и эскизную разработку его оформления.

Педагогами-новаторами наработан богатейший материал, который положил начало новому направлению в экологическом образовании и воспитании— педагогической технологии. Теория воспитания В. А. Сухомлинского, система обучения В. Ф. Шаталова — оригинальные подходы в педагогической деятельности. Только через личные ощущения, переживания человек осознает себя в мире. Это хорошо продемонстрировал в своих экспериментах В.А. Сухомлинский. Безусловно, через теснейшую связь с практической деятельностью, участие в конкретных экологических акциях человек осознает важность этой работы.

Систематизируя научную экологическую литературу при ее обзоре и анализе, можно сформулировать следующие выводы:

1) экологическое образование и воспитание школьников находятся стадии становления;

2) существуют отдельные программы, концептуальные подходы педагогических коллективов образовательных учреждений к организации экологического образования и воспитания;

3) вскрываются отдельные проблемы экологического образования и воспитания;

4) излагаются методологические и научно-методические подходы к организации образования и воспитания в области охраны окружающей среды;

5) предлагается богатейший педагогический опыт в области методики и инновационных педагогических технологий экологического образования и воспитания;

6) рассматриваются варианты экологического образования и воспитания при изучении отдельных предметов образовательных учреждений;

7) отмечается обширная и разнонаправленная практическая деятельность педагогов по внедрению экологических знаний и воспитанию экологической культуры;

8) имеется богатейший опыт природоохранной деятельности учеников в ряде коллективов школ, училищ, вузов.

Таким образом, по мнению педагогов-новаторов, педагогов-практиков, ученых, педагогов-исследователей, на данном этапе возможно эффективное экологическое воспитание подрастающего поколения, формирование высокой экологической культуры учеников, способных принимать оптимальные решения по отношению к природе и обществу, быть ответственными за сохранение жизни на Земле.

Страницы: 1 2 3 

Еще по теме:

Диагностика первичного уровня обученности родному языку детей старшего дошкольного возраста
После изучения теоретической и методической литературы была проведена опытно-практическая работа по данной проблеме. Цель: - изучить эффективность использования поэтических произведений А. Моро (Осипова) в обучении родному (мордовскому) языку старших дошкольников. Задачи: - провести первичную диагн ...

Возможность использования Интернета в зависимости от модели обучения
Для того чтобы конкретизировать эти возможности и перевести их в плоскость методики, необходимо учитывать то, что разные типы школ предусматривают разное количество часов в учебном плане и соответственно разный уровень овладения иностранным языком. В настоящее время обучение ведется по четырем моде ...

Элитарное образование в России к. XI - XVII вв
Уже во время Киевской Руси (конец XI – первая треть XIII века) реализуют присущий им духовно-творческий потенциал яркие исторические личности, которые обладают признаками традиционно свойственными представителям религиозно-теологической, политической и военной элит. Их принадлежность не только к со ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru