Конец 80-х – 90-е годы XX века ознаменовались радикальными изменениями внутренней и внешней политики страны, создавшими в целом благоприятные условия для возрождения элитного общего образования. Процесс воссоздания и развития элитной школы, продолжающейся с 90-х годов XX столетия по настоящее время, при всей своей сложности и противоречивости, тем не менее, отражает объективную потребность российского общества в социально-культурологическом и образовательном воспроизводстве духовно-интеллектуальных элит.
Для преодоления негативного восприятия обществом современное элитное общее образование должно стремиться избегать социальной элитарности, оно призвано быть открыто для приобщения к его содержанию и ценностным приоритетам как можно большего числа одаренных представителей всех социальных слоев.
Таким образом, можно утверждать, что определяющей целью существования элитного общего образования должно явиться создание условий для максимальной актуализации учащихся в учебной, учебно-исследовательской деятельности и общественной жизни школьного коллектива, подготовки к успешному завершению элитного профессионального образования и органичному вхождению в состав формирующихся и осознающих свою значимость в судьбе социума элит административно-государственного руководства бизнеса, науки, духовной культуры и искусства.
Элитное общее образование нуждается в социальной самопрезентации и моральной поддержке, прежде всего, со стороны государственной власти, которая объективно заинтересована в существовании высокообразованных социальных элит, как необходимого условия развития общества. Утверждение о необходимости сохранения и развития элитного среднего образования также должно систематически популяризироваться на уровне массового общественного сознания теми представителями духовно-интеллектуальных элит, которые имеют основания для высокого социального уважения.
Дальнейшее развитие элитного общего образования должно осуществляться на основе использования опыта дореволюционного элитно элитарного образования, осмысления традиций зарубежного элитного образования, обобщения современных педагогических идей, концепций и образовательных технологий гуманистической направленности. А также основываться на лучших традициях образовательной деятельности высшей школы, в опыте которой всегда прослеживались определенные элитные традиции: высокий уровень теоретичности и фундаментальности образования, отношение к научному познанию, как одному из высших смыслов, наполняющих особым содержанием жизнь и творчество подлинных деятелей науки.
Вместе с тем, будущее российского элитного общего образования определяющим образом зависит от перспектив развития образования эгалитарного типа, что должно найти свое выражение в высоком уровне материально – финансового и научно - методического обеспечения развития системы эгалитарного образования.
Ответственность за достижение данного баланса, в первую очередь, ложится на элитное образование, обладающее глубокой философско методологической и научной базой, профессиональной близостью с системой университетского образования, с педагогами-исследователями, способными мыслить на высоком концептуально-стратегическом уровне. От успешности выполнения этой миссии в значительной степени будет зависеть не только будущее российского образования и науки, но и дальнейшее развития отечественной культуры.
Еще по теме:
Цели обучения
иностранному языку
В данной главе дается анализ цели и содержание обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе. Отталкиваясь от идеи комплексности образования и воспитания, от понимания обучения как управление развитием школьников, раскрываются практическая, образовательная, воспитательная и развив ...
Музыка как средство воспитания
Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству – необходимые условия формирования целостной личности. Достижению этой высокой цели во многом способствует и правильная организация музыкального воспитания детей. В эстетичес ...
Критика Вальдорфских школ
Принципиальным недостатком педагогической составляющей философии Штайнера является апелляция к вымышленным понятиям, таким как "высшие духовные тела", "эфирные тела", "астральные тела". Так, сторонники вальдорфской педагогики полагают, что методика Штайнера направлена ...