Ученые объяснили, как образование продлевает жизнь

Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.

Старшая профильная школа: какой она будет

В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.

Применение дидактических игр природоведческого цикла в раннем возрасте

Образование и педагогика » Применение дидактических игр природоведческого цикла в раннем возрасте

Приобщение человека к природе через ее познание всегда служило средством формирования его мировоззрения. Природоведческое образование стало особо важным на современном этапе исторического развития, когда хозяйственная деятельность человека чрезвычайно изменила природный облик земли. На первый план выдвинулась задача формирования научно обоснованного и эстетического взгляда на природу, опирающегося на полноценное интеллектуальное и нравственное развитие подрастающего поколения.

Взаимодействие с миром природы обладает большим психолого-педагогическим потенциалом для юного человека, который реализуется в следующих функциях – психофизиологической, психотерапевтической, реабилитационной, эстетической, познавательной, функции удовлетворения потребности в компетентности, функции самореализации, функции общения.

Изучение природоведения, начиная с раннего дошкольного возраста, открывает для ребенка дальнейший путь логического постижения законов мира, живой контакт с природой усиливает эмоциональную наполненность ее восприятия; эстетическое восприятие помогает увидеть красоту окружающего мира как закон бытия. Все вместе рождает ощущение единства человека и природы, взаимообусловленность их влияния друг на друга, воспитывает ответственность человека перед миром за свои деяния.

Цель природоведческого образования дошкольников – формирование осознанного и правильного отношения детей к природе. Оно строится на знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, на чувственном познании и наблюдении доступных пониманию взаимосвязей в живой и неживой природе. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека и его ценностных ориентиров в окружающем мире. Именно в этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе, к окружающим людям. Программы для детского сада содержат разделы ознакомления детей с окружающим миром, в рамках которого осуществляется познание детьми разнообразия сезонных явлений, растений, животных, деятельности человека в природе. Программы нацеливают воспитателей на развитие в детях гуманного отношения к живым существам, на формирование навыков ухода за ними в уголке природы. Основные направления природоведческой культуры на этом этапе – знание и отношения.

Ознакомление с природой при специальной организации обучения приносит положительные результаты в развитии восприятия, мышления и речи каждого ребенка, особенно на раннем этапе развития.

Очень важное значение придавал природе как фактору воспитания детей с раннего возраста русский педагог К.Д. Ушинский, обращая внимание на положительное воздействие природы на психику детей, на всестороннее, развитие их в процессе общения с природой. «Логика природы есть самая доступная для детей логика - наглядная, неоспоримая. Всякий новый предмет дает возможность упражнять рассудок сравнениями, вводить новые понятия в область уже приобретенных, подводить изученные виды под один род».

Использование дидактических игр в на развивающих и обучающих занятиях природоведческого цикла в младшей группе детского сада помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка. Следовательно, такие игры имеют огромное значение для развития ребенка в целом, они обязательны для использования и должны быть в арсенале каждого воспитателя. Этим и обуславливается актуальность данной темы.

В связи с этим нами поставлена цель рассмотреть дидактические игры и методику их использования на занятиях природоведческого цикла в младшей группе детского сада.

Объектом нашего исследования является учебно-воспитательный процесс по природоведению.

Предмет: природоведческие игры как средство формирования начальных знаний по природоведению в раннем возрасте.Изучение методической и научной литературы, анализ опыта педагогов и методистов, а также моей личной работы в детском саду с младшей группой позволили сформулировать гипотезу исследования: активное формирование начальных природоведческих представлений у детей раннего возраста происходит быстрее и качественнее при правильном включении в процесс обучения и воспитания дидактических игр.

Цель исследования, его предмет, объект и гипотеза определили следующие задачи:

1. рассмотреть психолого-педагогические особенности раннего дошкольного возраста;

2. изучить психолого-педагогическую литературу с целью выявления особенностей применения дидактических природоведческих игр при воспитании и обучении дошкольников;

3. провести педагогический исследовательский эксперимент по использованию дидактических игр на природоведческих занятиях в младшей группе;

4. сделать вывод о правомерности и полезности использования игр для формирования начальных знаний по природоведению у младших дошкольников.

Методологической основой исследования является теория соответствия деятельности и психических функций человека (Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Я.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Г.И. Щукина и др.), теория познания, теория гуманной педагогики (Ш.А. Амонашвили, В.А. Сухомлинский).

Экспериментальная работа опиралась на анализ и обобщение передового опыта педагогов и методистов и включала в себя определение цели и задачи исследования, проведение обучающего эксперимента, обобщение результатов работы, формулирование выводов

Методы исследования: изучение и анализ литературных источников, наблюдение, беседа, педагогический эксперимент.

Научная новизна и теоретическая значимость данной работы заключается в том, что игра рассмотрена как вид деятельности раннего уровня психического развития ребенка и как предпочтительное средство формирования у него природоведческих представлений. Рассмотрено содержание природоведческих игр и методика их применения на занятиях в младшей группе.

Еще по теме:

Результаты экспериментальной деятельности по исследованию эстетического опыта у детей младшего школьного возраста
После завершения формирующего этапа нашего исследования, который предполагал повысить уровень эстетического воспитания, был организован и осуществлен второй констатирующий этап исследования, цель которого - выявить уровень сформированности эстетических качеств после реализации формирующего этапа. Б ...

Составление номенклатуры и формирование дел
В целях правильного формирования дел общеобразовательного учреждения, обеспечивающего быстрый поиск документов по их содержанию и видам, производится классификация документов. Классификация документов закрепляется в номенклатуре дел – списке наименований дел, заводимых в делопроизводстве общеобразо ...

Подготовка к обучению чтению
Теперь проанализируем попытки педагогов формировать действия воссоздания звуковой формы слова по его буквенной (графической) модели. Поиски шли от показа ребенку материала, с которым надо действовать и образца получаемого результата к показу материала и образца способа действий с ним. Во всех букво ...

Искусственный интеллект в образовании

Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru