Специфические нарушения речевого развития у детей раннего возраста

Образование и педагогика » Специфические нарушения речевого развития у детей раннего возраста

В современных условиях научного поиска наиболее эффективных путей диагностики и преодоления отклонений в речевом развитии у детей внимание многих исследователей привлекает изучение задержки речевого развития как проявление речевого дизонтогенеза.

Несмотря на наличие современных диагностических методик определения интеллектуальных, познавательных и речевых возможностей детей, осуществление логопедической помощи имеет ряд проблем:

Во-первых, недостаточно обоснованы диагностические показатели задержки речевого развития. Во-вторых, в случае возникновения отклонений по типу задержки речевого развития необходимо проведение квалифицированной дифференциальной диагностики. В-третьих, процессе воспитания необходимо использовать специально разработанные технологии, поскольку возрастные и индивидуальные особенности детей с задержкой речевого развития не позволяют в полной мере использовать традиционные методики коррекционного воздействия. В-четвертых, многие родители, являясь недостаточно педагогически компетентными, не всегда внимательны к проявлению признаков задержки речевого развития у детей. В-пятых, сложности выявления задержки речевого развития во многих случаях связаны с недостаточной разработанностью конкретных диагностических методик и подготовленностью логопедических кадров к проведению соответствующей диагностики.

Возникновение определенных диагностических трудностей в ходе начального обследования речи указанного контингента детей вызывает необходимость динамического наблюдения за процессом их речевого развития, что позволяет уточнить заключение о типе его речевого дизонтогенеза.

Актуальность исследования определяется необходимостью создания условий для психолого-медико-педагогического наблюдения, обследования и бережного стимулирующего воздействия на процесс становления речи и в целом психофизиологического развития ребенка с задержкой речевого развития.

Очевидно, что основным фактором, обуславливающим развитие психики и речи ребенка, его социальную реабилитацию и адаптацию, является организованное в сенситивный период коррекционное воздействие (С.А. Миронова, Л.И. Плаксина, Е.А. Стребелева, Н.С. Жукова, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская и др.).

Проблема исследования: каковы особенности речевого развития детей раннего возраста, а также методы и приемы эффективного коррекционно-педагогического воздействия, направленного на формирование активного словаря детей данной возрастной группы?

Решение данной проблемы является целью исследования.

Объект исследования: специфические нарушения речевого развития у детей раннего возраста.

Предмет исследования: процесс формирования активного словаря детей 2-3 лет.

Гипотеза исследования: можно предположить, что группа детей 2-3 лет с отклонениями в речевом развитии является неоднородной. Специально организованная логопедическая работа по развитию активного словаря позволит более точно выяснить специфику речевого развития каждого ребенка, уточнить заключение о типе его речевого дизонтогенеза, а также способствовать формированию полноценного базиса развития речи.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1) провести теоретический анализ современной научной литературы по проблеме исследования;

2) выявить особенности речевого развития детей раннего возраста;

3) определить основные направления, содержание и организационные особенности логопедической работы по развитию активного словаря детей 2-3 лет;

проанализировать результаты проведенного экспериментального обучения.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что

проанализировано современное состояние вопроса о необходимости логопедической работы по раннему выявлению отклонений в развитии речи ребенка;

проведено всестороннее изучение особенностей раннего речевого развития детей;

определено содержание логопедической работы по развитию активного словаря детей 2-3 лет;

по результатам экспериментального обучения выявлено, что группа детей 2-3 лет, состояние речи которых квалифицируется как задержка речевого развития, является неоднородной.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты экспериментального обучения детей раннего возраста могут быть применены логопедами, воспитателями дошкольных учреждений, сотрудниками ПМПК, родителями.

В дипломной работе использовались следующие методы:

организационные: сравнительный, лангитюдный (изучение в динамике), комплексный;

эмпирические: обсервационные (наблюдение), экспериментальные (психолого-педагогический эксперимент), психодиагностические (анкеты, беседы), биографические (сбор и анализ анамнестических данных);

количественный и качественный анализ полученных данных;

интерпретационные: способы теоретического исследования связей между изучаемыми явлениями (связь между частями и целым, между отдельными параметрами и явлениями в целом и др.).

Еще по теме:

Познавательное отношение к природе как задача экологического воспитания детей
Интерес ведет человека к бесконечным целям познания, которые начинаются с удивления. В свою очередь, удивлением для дошкольника может быть окружающая действительность, являющаяся источником пробуждения познавательных интересов. Ребенка старшего дошкольного возраста, у которого развит познавательный ...

Возрастные особенности младших школьников в контексте формирования мотивации учения
В психологической литературе анализ состояния мотивации дается с момента прихода ребенка в школу. Объективно этот этап развития ребенка характеризуется тем, что он впервые включается в новую социально значимую деятельность, важную не только для него, но и для окружающих. Широко известно, что к конц ...

Педагогический самоанализ учителя
Стремление к постоянному и конструктивному самооцениванию характеризует зрелую педагогическую деятельность учителя. Оно определяется самой сутью труда учителя: человек не будет способен разобраться в мотивах и чувствах другого человека, если он не может разобраться в себе. В практике школы, напроти ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru