Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.
В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.
На современном этапе развития общества содержание деятельности учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, является актуальной социально-педагогической проблемой. По-новому посмотреть на проблемы детских домов позволяет социальная педагогика. Понятием «социальный» (от лат. socialis – общий, общественный), как известно, объединяется все то, что связано с совместной жизнью людей, с различными формами их общения и взаимодействия. Социальная педагогика особо выделяет в процессе воспитания и образования те аспекты и явления, которые связаны с включением ребенка в совместную жизнь в обществе.
Приобщение ребенка к общественным нормам и правилам поведения происходит через такие социальные институты, как семья, образование, культура и религия. И.С. Кон, говоря о социализации в ранней юности, называет родительскую семью одним из ведущих институтов. Воздействие семьи, по мнению французского психолога Г. Тарда, оказывает преимущественное влияние на последующее участие ребенка в жизни общества. Именно в семье ребенок усваивает основные социальные знания, приобретает определенные ценности, необходимые ему для жизни в обществе. Однако кризисные явления в семейной жизни современной России (нестабильность социально-экономического положения, рост тревожности и агрессивности, проявление насилия по отношению к детям и т.д.) приводят к тому, что дети становятся, по определению А.В. Мудрика, жертвами социализации. Таким образом, если ребенок воспитывается и развивается вне семьи, то ввести его в мир взрослого общества, научить жить по общим законам необходимо в детском доме.
Деятельность детского дома – социально значимый, целенаправленный процесс, осуществляемый субъектами, входящими в состав, структуру конкретного учреждения. По мнению М.А. Галагузовой, Л.Я. Олиференко и др., деятельность, направленная на социальную защиту, социализацию ребенка и способствующая решению индивидуальных проблем конкретного ребенка, является социально-педагогической деятельностью. Педагогический компонент в социально-педагогической деятельности детских домов «играет доминирующую роль и включает: личностно ориентированный подход, охватывающий всю духовную сферу ребенка, его проблемы на протяжении различных этапов и форм социализации, поведение, помощь в кризисных ситуациях и их преодолении». Потребность и необходимость социально-педагогической деятельности в детских домах постоянна в силу наличия у воспитанников широкого спектра социальных, медицинских, психологических, педагогических проблем и, как правило, приобретенного негативного социального опыта. Социально-педагогическая деятельность характеризуется особым значением диагностической работы, комплексным подходом к проблемам ребенка, оказанием ему педагогической поддержки, сотрудничеством между ребенком и взрослым, взаимодействием с социальным окружением. При разработке новых организационных форм, содержания социально-педагогической деятельности учитывался начавшийся процесс формирования новых социальных установок, смены представлений о социальной политике в целом.
Цель социально-педагогической деятельности детского дома – социальная защита воспитанников, оказание помощи и поддержки в процессе их социализации. В качестве субъектов этой деятельности выступает коллектив воспитателей, социальный педагог, логопед, психолог, музыкальный работник, инструктор по труду и физической культуре, администрация детского дома. Ребенок-сирота является одновременно и объектом, и субъектом деятельности. Объектом воздействия на воспитанника являются социальные группы (воспитатели, сверстники), одновременно он сам (в качестве субъекта воздействия) выступает как личность, способная действовать самостоятельно и избирательно. Реализация деятельности через субъект-субъектные отношения в условиях педагогического сотрудничества способствует включению ребенка в совместную жизнь в обществе.
Основными задачами социально-педагогической деятельности учреждений для детей-сирот являются: обеспечение социальной защиты и охраны здоровья детей-сирот; оказание им помощи в получении образования; формирование у воспитанников положительно ориентированных жизненных планов, профессиональных намерений, социально-бытовых умений и навыков, способности противостоять асоциальному окружению и следовать принятым в обществе законам; создание благоприятных условий проживания и развития детей. Структура социально-педагогической деятельности представлена на рисунке 1.
Исходя из цели и задач социально-педагогической деятельности учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основываясь на изучении опыта работы таких учреждений в России и за рубежом, в ходе экспериментальной работы определены и проверены следующие направления деятельности: социальное, педагогическое, социально-психологическое, медико-социальное, коррекционно-развивающее и патронирующее.
Еще по теме:
Подготовка учащегося профессионального колледжа к защите дипломного проекта
с использованием информационных технологий
Проекты, как большие, так и маленькие, имеют следующие признаки: Цель — получить конечный продукт или результат; Установленные сроки начала и завершения — дата начала проекта и дата его окончания; Определенные ресурсы — исполнители проекта, оборудование и информация. Проекты могут отличаться по объ ...
Развитие творческого воображения младших школьников
Результаты констатирующего эксперимента позволили разработать цикл занятий по повышению уровня творческого воображения. С целью повышения творческих способностей учащихся младшего школьного возраста был проведен ряд занятий, которые включают упражнения, игры, этюды, задания на конструирование. При ...
Педагогические условия экономического воспитания детей старшего
дошкольного возраста
В ходе формирующего эксперимента мной проводилась работа, направленная на повышение уровня экономической воспитанности детей старшего дошкольного возраста. Работа проводилась как с самими дошкольниками, так и с их семьями. Для организации воспитательно-образовательного процесса по экономическому во ...
Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.