Изучение исходного уровня готовности педагогов к использованию экспериментирования как метода обучения дошкольников

Образование и педагогика » Критерии готовности педагогов к использованию экспериментирования » Изучение исходного уровня готовности педагогов к использованию экспериментирования как метода обучения дошкольников

Страница 1

Как отмечалось в модели опытно-экспериментальной части исследования, в эксперименте участвовало 9 педагогов дошкольного образовательного учреждения и 50 детей старшего дошкольного возраста.

Целью констатирующего этапа эксперимента является выяснение реального состояния исследуемой проблемы в дошкольном учреждении, определение исходного уровня готовности педагогов к использованию экспериментирования как метода обучения детей дошкольного возраста.

С целью определения мотивационной готовности педагогов к новшествам, мы применяли анкетирование, в ходе которого выявлены следующие результаты:

62 % опрошенных отметили, что за последние 3 года внесли в воспитательно-образовательный процесс определённые новшества (внедрение новых программ – 13 %, технологий – 12 %, использование новых игр дидактического характера – 25 %, применение тренинговых и игровых упражнений – 12 %); 38 % опрошенных не отметили никаких новшеств;

38 % опрошенных отмечают, что применение новшеств было направлено на решение проблем по повышению познавательной активности дошкольников; 25 % – по решению проблем выражения и отработки эмоциональных состояний у детей; 43 % оставили вопрос без решения;

75 % из опрошенных отмечают, что с применением новшеств достигнуты лучшие результаты; 25 % анкетируемых не выделили никаких изменений;

63 % педагогов отмечают, что дети, с применением новшеств, становятся более активными; 25 % отмечают, что повышается уровень познавательного интереса, усиливается их познавательная самостоятельность;

на вопрос «что вы ждёте от участия в инновационной деятельности?» все педагоги отмечают, что ждут личного удовлетворения своим трудом; 63 % из них отмечают, что ждут лучших результатов своей работы; 25 % педагогов ожидают приоритетного положения (внимания к педагогу); 13 % ожидают общественного признания;

по мнению опрошенных, из вышеназванных ожиданий подтвердились ожидания у 38 % воспитателей.

Т.о., основная часть педагогов имеет представления о новшествах и инновациях, отмечает позитивные стороны применения нового, однако, пока не у всех педагогов применение новшеств подтвердило ожидаемые результаты.

Беседа с педагогами, направленная на выявление профессиональных знаний и умений по использованию метода экспериментирования показала, что педагоги владеют знаниями содержания опытно-экспериментальной деятельности дошкольников своей возрастной группы, затруднения в данном вопросе испытывают педагоги, имеющие стаж работы от 5-7 лет (3 воспитателя). Практически все воспитатели ориентируются в применении эффективных методов и приёмов при организации опытно-экспериментальной деятельности детей. Умеют объективно диагностировать знания, умения и навыки дошкольников по экспериментированию 6 педагога из 9 опрошенных. Выявлено, что применяют метод экспериментирования в разных видах деятельности – на занятиях познавательного цикла, на прогулках, в режимных моментах и свободной самостоятельной деятельности – 4 педагога, 3 человека затрудняются в применении данного метода в самостоятельной деятельности детей ввиду недостатка времени. Все педагоги отмечают, что систематически планируют применение метода экспериментирования с периодичностью 2 раза в месяц. Недостаток знаний методики проведения экспериментов с объектами живой и неживой природы испытывают 3 педагога.

С целью определения практической готовности педагогов к использованию рассматриваемого метода, мы применили метод анкетирования педагогов. Данные анкетирования позволяют сделать вывод о том, что все педагоги осознают широкие возможности применения данного метода для развития познавательной активности дошкольников и их экологического образования; применяют в педагогической деятельности разные формы экспериментирования – познавательную (направленную на получение новых знаний) и продуктивную (направленную на получение новых конструкций, рисунков, сказок и пр.); поддерживают познавательный интерес дошкольников к опытно-экспериментальной деятельности через сотрудничество и совместную деятельность с ребёнком, оказание эмоциональной поддержки. Однако, наиболее распространённой причиной неприменения данного метода в самостоятельной деятельности детей, педагоги отмечают недостаток нужной информации и дефицит времени.

Для более адекватной оценки теоретической и практической подготовки педагогов к использованию метода экспериментирования, мы выбрали наблюдение за деятельностью педагогов в организованной и свободной деятельности детей. В результате этого выявлено, что в организованной деятельности, в частности, на занятиях познавательного цикла, педагоги используют метод экспериментирования лишь в некоторых случаях. Выявлена закономерность – чаще при организации занятий к данному методу обращаются педагоги, имеющие более высокую квалификацию (I кв. категорию), нежели их коллеги (педагоги II кв. категории). В режимных моментах и самостоятельной деятельности этот метод не находит применения.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Академическая активность в условиях олимпиадного движения
Олимпиадное движение в современном социальном образовании выполняет ряд специфических, присущих только ему функций. Это функции: переориентации образования на запросы личности, его индивидуализацию, превращение в средство жизненного и профессионального самоопределения, самореализации; формирование ...

Экспериментальное исследование возможностей театрализованнойдеятельности в детей
Целью нашего экспериментального исследования является изучение возможностей театрализованной деятельности в развитии творчества детей с нарушением интеллекта. В результате экспериментального исследования необходимо решить следующие задачи: 1) Выявить исходный уровень развития творчества детей. 2) О ...

Основные направления деятельности социального педагога
Главная цель, которую ставит перед собой социальный педагог, заключается в определении специфики работы с рассматриваемой категорией семей, позволяющих выявить проблемы неполной материнской семьи и наметить пути их эффективного преодоления. Также, опираясь на достигнутые результаты и особенности не ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru