Ученые объяснили, как образование продлевает жизнь

Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.

Старшая профильная школа: какой она будет

В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.

Разработка урока русского языка с элементами лексико-стилистического анализа на материале повести «Желтая стрела» В. Пелевина

Образование и педагогика » Лексико-стилистическая работа на уроке русского языка как средство повышения выразительности речи школьников » Разработка урока русского языка с элементами лексико-стилистического анализа на материале повести «Желтая стрела» В. Пелевина

Страница 2

1. Жёлтая стрела - это луч солнца.

2. «Жёлтая стрела» – это поезд, на котором едут все персонажи повести: «Андрей отошёл на несколько метров в сторону и посмотрел на «Жёлтую стрелу». Со стороны она действительно походила на сияющую электрическими огнями стрелу, пущенную неизвестно кем неизвестно куда»

Употребление словосочетания в подобном контексте является метонимией– образным обозначением предмета по одному из его признаков.

3. Желтая стрела – это безумие современной жизни, одновременно абсурдной («желтый дом» – психбольница) и фальшивой (поезд был покрашен желтой краской, которая облупилась, а теперь зияет ржавчиной). Употребление словосочетания в подобном контексте является метафорой – речевым оборотом, при котором свойства одного явления (предмета, понятия) переносятся на другое. Метафора содержит скрытое сравнение, образное уподобление явлений с помощью использования переносного значения слов, то, с чем сравнивается предмет, лишь подразумевается автором.

4. Желтая стрела – это мир-иллюзия, и поезд, на котором ты едешь к разрушенному мосту - тоже всего лишь иллюзия. Я сегодня в ресторане как раз думал о жёлтых стрелах. Точнее, не о жёлтых стрелах, а так. О жизни. Знаешь, так скатерть была грязная, и на нее свет падал. Я подумал… (Андрей) – метафора.

Демонстрация репродукции: Gerald Broom LMS «The Royal Scot, Tebay Troughs» 1935 г.

Поезд - это окружающая нас жизнь. « Я … никогда не смогу принять этот грохочущий на стыках рельсов жёлтый катафалк за что-то другое», «для нас тоже нет ничего, кроме поезда», «откуда мы едем?», «откуда идёт этот поезд?» (Андрей) – метафора. Движение поезда сравнивается с течением жизни.

5. «Я хочу сойти с этого поезда живым» (Андрей). Употребление героем слова «поезд» создает оксюморон – стилистическую фигуру, состоящую из соединения двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое.

Кого автор называет в повести пассажирами?

Пассажиры - это обычные люди, которые не задумываются над тем, зачем они живут и есть ли что-то ещё, кроме их привычного мира. «Запомни, когда человек перестаёт слышать стук колёс и согласен ехать дальше, он становится пассажиром».

«Остаётся самое сложное в жизни. Ехать в поезде и не быть его пассажиром».

«Пассажиры не знают, как называется поезд, в котором они едут. Они даже не знают, что они пассажиры. Что они вообще могут знать?» (Хан).

« Куда они все едут? Зачем? Разве они никогда не слышат стука колёс или не видят голых равнин за окнами? Им всё известно про эту жизнь, но они идут дальше по коридору, из сортира в купе и из тамбура в ресторан, понемногу превращая сегодня в очередное вчера, и думают, что есть такой Бог, который их за это вознаградит или накажет» – метафора.

Итоги урока. Таким образом мы выяснили, что в повести «Жёлтая стрела» автор использует все разнообразие тропов для создания особой эмоциональной обстановки и максимальной выразительности.

Домашнее задание. Найти в тексте примеры применения тропов, используя «Словарь лингвистических терминов» Д.Э. Розенталя и «Поэтический словарь» Квятковского А. П.

Лексико-стилистическая компетенция является важнейшей составляющей коммуникативной компетенции, обеспечивающей точность, эмоциональность, яркость и адекватность высказывания в разных сферах и ситуациях общения. Очень важно соблюдать культурно-речевые нормы, предполагающие выбор и сочетание языковых средств, создающих определенную стилистико-речевую организацию.

Формирование лексико-стилистической компетенции учащихся старших классов – сложный процесс, эффективность протекания которого зависит от сформированности ключевых компетенций, реализации системы педагогических условий, интеграции современных информационных технологий с традиционными методами и приемами обучения.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Методы и прием логопедической работы по преодолению нарушений звукопроизношения у детей со стёртой дизартрией
Чтобы помочь детям овладеть правильным звукопроизношением, логопед должен иметь хорошую теоретическую и практическую подготовку. Ему необходимо владеть материалом, который составляет теоретическую основу знаний о звукопроизношении, знать, как образуются звуки родного языка, на какие группы и по как ...

Рекомендации по проведению олимпиад
Для проведения социальной олимпиады 2014 года, мы предлагаем несколько памятных дат, на наш взгляд имеющих непосредственное отношение к социальной работе. 28 апреля 2014 года – всемирный день охраны труда (25 лет). Название олимпиад для школьников, абитуриентов и студентов единое. На выбор предлага ...

Использование предметно-развивающей среды в развитии познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста
Выше мы описали проект предметно-развивающей среды, который разработали на основе результатов анкетирования родителей, воспитателей, наблюдения за детьми. С детьми экспериментальной группы мы начали проводить занятия, направленные на формирование познавательной активности. Для проведения данных зан ...

Искусственный интеллект в образовании

Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru