Ученые объяснили, как образование продлевает жизнь

Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.

Старшая профильная школа: какой она будет

В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.

Орнаментальный образ, как многоуровневая система и модель отношения человека к миру

Образование и педагогика » Формирование орнаментального образа в рисунках детей на материале Вологодского кружевного промысла » Орнаментальный образ, как многоуровневая система и модель отношения человека к миру

Страница 2

Художник, создавая образ какого-либо явления или предмета, извлекает из действительности не все подробности и черты жизненного явления, а характерные, ведущие признаки. В результате возникает целостное, но видоизмененное изображение видимого мира. Особенно это видно в орнаментальном искусстве, потому что художник - прикладник в отличие от живописца или скульптора, как подчеркивает М.С. Каган, не воссоздает целостные предметы природы. Образ в прикладном искусстве не имеет подобия в реальном мире, в нем выражается мифопоэтическая картина мира. О.Ф. Фрейденберг писала, что самая первая форма, созданная руками человека, была материализованным его представлением об устройстве мира. Еще древний человек, создавая и окружая себя красивыми вещами-образами, воссоздавал рядом с собой как бы модель познанного им мира, "в своем повседневном микрокосме отражал весь макрокосм", не конкретную действительность, "а мир в целом".

М.А. Некрасова считает, что орнаментальные образы выражают своеобразное суждение о Вселенной. По ее определению, в орнаментальном искусстве образ — это одновременно и материальная функционально - целесообразная вещь, и модель отношения человека с миром. Простейшими примерами отражения представлений человека о мироздании и отношения к нему являются расписная прялка, дымковская игрушка, любая матрешка, ансамблевый комплекс национального костюма с небесным, земным и подземным мирами; 2 типа крестьянского жилища: изба с чертами башнеобразного сооружения и изба усложненного объема с галереями, крыльцами, фигурными столбами и резными балконами, — сформированные язычеством и христианством. Взаимоотношение человека с миром как бы выражалось сквозь призму той функции, для которой была предназначена вещь. Понятие о ее назначении органично вплеталось в образ.

Таким образом, творения народных мастеров несут в себе образ мира, в них закреплены представления о вечном порядке и гармонии мироздания, а отсюда — их космологически образный строй (Герчук Ю.Я., Романова Н.В.).

Произведения декоративно-прикладного искусства как форма художественного познания мира имеют и такую существенную особенность, как украшение в виде орнамента. Это связано с тем, что форма вещи как наиболее ее консервативная часть не успевает за развитием представлений о мире. Недаром художественный критик В.В. Стасов восторгался совершенством орнаментов, называл их «уцелевшим осколком древнего мира». Орнамент не существует вне предмета, а поэтому и не может рассматриваться в отрыве от него. Он включается в общее образное решение предмета, а в древности был образом самой вещи, графическим изображением модели мира и выражением концептуальных, космологических, философских представлений народа (Ш.М. Герман, Л.Н. Коган, О.В. Лармин, И.А. Масеев, Г.Н. Поспелов, Г.В. Плеханов, Б.В. Сафронов, В.К. Скатерщиков, Л.Н. Столович и др.). По определению В. Я. Береснева орнамент заключает в себе в организованной форме трехмерный мир с его ярусами и носит характер разомкнутого, плоского (реже объемного) зрительного образа. Значит, орнамент и его компоненты имеют образную содержательность (В.Я Береснева, Анри де Моран, И.Л. Богуславская и др.).

Как форма познания мира художественный образ является следствием творческого обобщения реального мира. Выделяя эту особенность, философы и искусствоведы (Каган М.О, Береснева В.Л., Яглом И.М, Салтыкова А.А., Бадяева Т.А. и др.) указывают на то, что "обобщение" и "условность" являются важнейшими средствами образности произведений искусства, позволяют раскрыть существенное и закономерное в действительности. По мнению Ю.И. Романова, в художественном отражении возникает "художественная условность или условность второго порядка, которая в то же время включает в себя и "условность первого порядка", начального его уровня, когда зафиксирована целостность характерных признаков объекта, чтобы "опознать" его. Мера обобщения в каждом художественном образе различна. Она связана с личностным аспектом образного воспроизведения мира, зависит от вида искусства, материала, в котором образ воплощается.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Искусственный интеллект в образовании

Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru