Результаты проведённого исследования по выявлению специфики деятельности социального педагога с неполной материнской семьёй

Образование и педагогика » Специфика работы социального педагога с неполной материнской семьёй » Результаты проведённого исследования по выявлению специфики деятельности социального педагога с неполной материнской семьёй

Страница 1

В процессе практического исследования проводился анализ семейной ситуации и уровень взаимоотношений между одиноким родителем (матери) и ребёнка (детей) в неполных материнских семьях. В ходе проведённого эксперимента удалось выявить характер семейных взаимоотношений и тип родительского отношения. Полученные результаты позволили придти к следующим выводам: из 29-ти рассматриваемых неполных материнских семей в 25-ти имеются нарушения в семейном воспитании.

Доминирующими нарушениями в семейном воспитании являются недостаточность запретов и санкций, что может свидетельствовать о том, что в большинство матерей, воспитывающих детей в одиночку сталкиваются с проблемой адекватного применения санкций и запретов. В нашем случае детям в исследуемых семьях многое позволяется, нарушен контроль над поведением ребёнка, плохие поступки детей не несут достаточного наказания. Также наряду с недостаточным уровнем запретов наблюдается и высокий уровень запретов, т.е. ребёнку очень многое запрещается, жёсткий контроль со стороны родителя.

Такие нарушения семейного воспитания как чрезмерность санкций (когда любые поступки со стороны ребёнка подвергаются критике родителя), потворствующее удовлетворение потребностей ребёнка (всё ребёнку и для ребёнка) и предпочтение женских качеств в рассматриваемых семьях встречаются достаточно редко. Стоит заметить, что предпочтение женских качеств наблюдается в 6-ти семьях, где воспитываются девочки. На такие семьи стоит обращать внимание, чтобы в будущем у девушек не формировалось такое же отношение к противоположному полу, как у их матерей. Также были выявлены семьи (четыре семьи), где не наблюдается нарушений в семейном воспитании.

Доминирующим типом родительского отношения в рассматриваемых семьях является «симбиоз», который отражает межличностную дистанцию родителя в общении с ребёнком. Данный тип встречается в 25-ти семьях. Родители стремятся к симбиотическим отношениям с ребёнком, ощущают себя с детьми единым целым, стремятся удовлетворить потребности ребёнка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Такой тип часто распространён в неполных материнских семьях, т.к. мать одна воспитывает ребёнка, отдаёт воспитанию ребёнка практически все силы, и со временем считает себя с ребёнком одним целым, неделимым.

Этот тип родительского отношения сам по себе не является отрицательным, но здесь могут скрываться некоторые проблемы, особенно ярко проявляющиеся по мере взросления ребёнка, когда он отдаляется от матери, начинает жить собственной жизнью. Однако нельзя говорить об одном типе родительского отношения. Особенности родительского отношения стоит рассматривать в комплексе, беря во внимание и остальные типы родительского отношения.

Наряду с симбиозом среди родителей распространён тип «авторитарная гиперсоциализация», которая отражает форму и направление контроля над поведением ребёнка. Родители требуют от своих детей послушания и дисциплины, стараются навязать свою точку зрения, пристально следят за социальными достижениями ребёнка. Эти типы являются преобладающими в 9 семьях.

Наименее распространёнными типами родительского отношения в данных семьях являются «симбиоз + «маленький неудачник» (родитель считает своего ребёнка инфантильным, приписывает ему личную и социальную несостоятельность), «симбиоз + кооперация» (отношение родитель и ребёнок строится «на равных», наиболее оптимальный и социально желательный образ родительского отношения) и «симбиоз принятие-отвержение» (отражает интегральное эмоциональное отношение к ребёнку: родителю нравится ребёнок таким, какой он есть, на другом полюсе – родитель считает своего ребёнка плохим, испытывает по отношению к ему досаду и раздражение).

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Проблемы школы Френе в России
Идеи французского педагога проникли в Россию достаточно случайно. Несмотря на довольно ярко выраженные прокоммунистические взгляды педагога, до конца 80-х годов в бывшем Советском Союзе не было опубликовано ни одной его работы. В результате сотрудничества посольства Франции в Москве, Минобразования ...

Социально-педагогическая поддержка детей, оставшихся без попечения родителей
В предыдущем параграфе мы обосновали основные направления социально-педагогической деятельности детских домов и других подобных учреждений и определили факторы, затрудняющие осуществление социально-педагогической деятельности: фрагментарность, эпизодичность взаимодействия специалистов, делегировани ...

Промежуточный этап экспериментального исследования
На данном этапе ребятам предлагалось зарисовать прочитанный текст. Усложнение деятельности на промежуточном этапе экспериментального исследования заключается в том, что учащийся должен сам организовать свою деятельность. Значительная сложность задания состоит в том, что учащийся должен выполнить ег ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru